Наверное, нет более советских символов, чем знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» и, конечно, Мавзолей Ленина – памятники конструктивизма. И хотя в умах и сердцах грандиозный этот стиль властвовал недолго, его размах, фундаментальность и одухотворенная рациональность ассоциируются с советской эпохой гораздо сильнее, чем «сталинский» ампир и «хрущевские» индустриальные постройки.
Из Европы в Союз: история стиля конструктивизм
Несмотря на то, что конструктивизмом, чаще всего, называют архитектурный метод, возникший в рамках авангардизма в первые советские годы, зародился он раньше и не в Советском Союзе, которого тогда еще не было.
Предтечами архитектурного конструктивизма называют павильоны для первой Всемирной выставки, состоявшейся в 1851 году в Лондоне, и Эйфелеву башню. Но вот сам термин – конструктивизм – предложили миру советские художники и зодчие.
20-е годы были периодом борьбы старого и нового, традиционного и революционного, временем поиска новаторских форм и концепций. Те, кто первыми назвали себя конструктивистами, призывали отказаться от искусства ради искусства, утверждая, что последнее обязано творить сугубо полезные вещи и служить производству. Задача новой архитектуры, провозглашали они, – «коммунистическое выражение материальных ценностей».
Так появились впечатляющие здания в стиле советского конструктивизма – гигантские дома культуры, дворцы профсоюзов, фабрики-кухни, жилые комбинаты.
Отличие конструктивизма от подобных стилей
Понятно, скажете вы, но чем же этот, советский конструктивизм отличался от других минималистских течений, например, от функционализма? Он ведь тоже проповедует предельный практицизм и простоту подачи. Пожалуй, главное отличие заключается в том, что конструктивисты пытались соединить высокую функциональность зданий с художественной выразительностью. Достигалось же это не за счет элементов декора, а благодаря формам и материалам.
Концептуальные особенности конструктивизма:
–монолитность (даже очень большие, разбитые на фрагменты здания воспринимаются цельно);
–сегментированность (дома часто состоят из секций, переходящих одна в другую);
–большее разнообразие форм, чем это присуще функционализму. Ничего вычурного, конечно, конструктивисты не предлагали, но игра с формами определенно была: квадраты стен перетекали в цилиндры балконов, параллелепипеды – в кубы и ризалиты лестниц.
Кроме перечисленных примет, для советских зданий, построенных конструктивистами, типичны также плоские крыши, удлиненные окна, массивные опоры-столбы. Если говорить об идейных различиях, то их можно сформулировать так: минимализм в целом использует простые материалы и скупые формы потому, что ставит во главу угла удобство, а конструктивисты – еще и потому, что видят в этом красоту.
Материалы и палитра стиля
Бетон и стекло – главные «стихии», из которых вышло большинство всех зданий в духе конструктивизма. Уже позже примкнули к ним металл, пластик и другое современное сырье. Почему, спросите вы, бетон и стекло стали основой нового стиля?
Потому что это самые международные материалы: бетонные постройки есть в любом мегаполисе любой страны, в отличие от, скажем, деревянных.
Что касается красок, то наиболее распространенные цвета конструктивизма: –светло-серый,
–грифельный, белый,
–бежевый,
–темно-красный,
–красно-коричневый.
Для построек этого жанра характерен приглушенный и ровный тон. А дополнительный колорит вносят блеск металла и стекла.
Забвение и возвращение идей конструктивизма
Даже в 20-е годы, пик расцвета авангардных течений, массовых симпатий конструктивизм не снискал. Копья критики летели в него со стороны тех, кто отстаивал классику, берущую начало в античных эпохах, и со стороны тех, кто доказывал превосходство других, не менее новых архитектурных идей.
Вскоре, однако, спор завершился: ритмичные, строгие линии, свойственные конструктивизму, вдруг объявили буржуазным формализмом… И романтичный, но суровый, утопичный, но рациональный, пролетарский аскетизм сменили постройки, стиль которых чуть позже назвали советским неоклассицизмом и «сталинским» ампиром.
Обновленный конструктивизм вернулся в 70-х, в годы очередной «борьбы с излишествами». Ну а третье пришествие этого стиля состоялось недавно, в начале текущего века. Да, конструктивизм снова актуален, причем не в городе, а за его пределами.
Современный конструктивизм: особенности экстерьера
Его преемником сегодня считается скандинавская загородная архитектура, а стиль так и зовут – скандинавский конструктивизм.
Лаконичная геометрия и высокая целесообразность, присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью, естественностью, обилием света и пространства.
Благодаря внешней простоте, такие дома органично и эффектно вписываются в любой ландшафт, любую природную среду. Они не концентрируют внимание сугубо на себе, благодаря чему деревья, водоем или пригорок, которые рядом, не становятся второстепенными, а красиво обрамляют постройку, продолжают её.
Современный конструктивизм – не только эксперименты с формами и линиями, но экологичность и высокая энергоэффективность строительных и отделочных ресурсов, широкое использование новейших методик, а также большая площадь остекления.
Древесина больше не под запретом, как и каменная, керамическая плитка, панели из керамзита, облицовочный, строгой формы кирпич, а также самые новые материалы. К слову, они должны быть не только высокого качества и броской фактуры, но и тактильно приятные, чтобы дарить домочадцам максимальный комфорт.
Широкие, без затей веранды и террасы (в том числе на плоских крышах), панорамные окна и даже целые стеклянные стены, создающие иллюзию слияния с природой; серая, черно-белая, сдержанная гамма – таков язык современного конструктивизма.
Декор экстерьера подобных домов – это, прежде всего:
–динамика и сочетание строгих, вертикальных и горизонтальных линий; –разноформатность сегментов – окон, террас и навесов;
–чеканность, выразительность входных порталов;
–текстура отделки, умеренный проблеск стекла;
–контраст светлых и тёмных тонов, белой штукатурки и, например, тёмно-серого камня.
Конструктивизм, преодолев порог XXI века, лишился классовой идейности, отличающей его когда-то, и стал всеобщим достоянием. Продуманная утилитарность и простота, доведенная до совершенства, создают вокруг домов, выдержанных в этой, безукоризненной манере, незыблемую ауру покоя, что особенно ценится в наш беспокойный век.