Крыша деревянного дома в старину обустраивалась без металлических скоб и гвоздей (хотя исключения есть, например, крепление конька в богатых домах), благодаря веками отработанным оригинальным приемам сборки и обилию натуральной древесины. Для старинных деревянных домов крыша – основная часть облика, «верх», и украшалась порой очень ярким декором. Основные виды и схемы старинных крыш – это более простая и архаическая самцовая крыша, и стропильная, от которой произошли все современные. И самцовая, и стропильная кровля монтировались на «курицах», но об этом чуть ниже.
Крыша старинной избы
Крыша старинной избы была самым важным, не просто строительно-бытовым, а еще и символическим, духовным элементом; «крыша над головой» – древнейшим мем, перешедший в современную речь. Мы не замечаем также и совпадения смыслов слов «крыша» и «верх», хотя они очевидны. Самый настоящий архетип: крыша русской избы и церкви – это «верх». Такое название присутствовало в каждом элементе, завершающем дом. Верх избы мог быть очень разный – в зависимости от богатства или бедности владельцев. Простейший вид кровли – двускатная, перекрывающая четырехугольную клеть. Для церкви это был шатер, или шатровый верх – восьмигранник-пирамида. Верх мог быть и в форме куба – «кубоватый», как четырехгранная луковица. Очень сложный верх – «бочка», на два ската, плавный, с острым гребнем и криволинейными сложными скатами. Памятники деревянного зодчества изобилуют и сложнейшими конструкциями «верха» – многоглавые и многоярусные, а также в форме перекрещивающихся бочек: они так и назывались – «крещатые бочки».
Крыша простого дома могла быть плоской или с изломом, с более пологим нижним элементом – «полицей», или, по-современному, половиной.
Самцовая кровля
Самцы – это уменьшающиеся по длине тонкие бревна, уложенные в два ряда и образующие на торцах дома треугольные фронтоны. Самцы упрочняли перерубами – длинными, во всю избу бревнами, порой в несколько рядов, смотря какой ширины строилась изба. Перерубы были необходимы и в период стройки – чтобы фронтоны не повело и не случилось разрушений во время стройки, и далее, во время эксплуатации жилища. По самцам укладывали слеги – продольные еще более тонкие бревнышки, а в маленьких домах и хозпостройках жерди. Слеги торчали за пределы фронтонных стен и образовывали каркас для будущих кровельных свесов. В нижние слеги встраивались курицы – недлинные и нетолстые бревнышки, обычно молодые елки, заготвленные особым образом, прямо с корневищем. Елку, растущую в сыром месте, у вод или болота – у таких деревьев корни стелются под почвой, чтобы не замокать – подкапывали лопатой, вырубали тонкие корни и оставляли главный. Получалась лапка, этакий крючок, или курица – основа будущей балки под водосток. Роль желоба выполняло бревно с пазом, оно прочно ложилось в «куриные лапки» балок.
Крыша на курицах
Более поздняя и сложная модель крыши, и более экономичная по материалу, хотя во времена изобилия леса это было не так важно. Отличие от самцовой крыши: получались открытые фронтоны, их зашивали тесом.
Кровли были разнообразны и по виду, и по материалу, и по конструкции – соломенные пучки, прижатые досками и жердями, дранка – дощечка из осины, со временем приобретающая серебристый оттенок и удивительную стойкость к дождю и солнцу. Очень древние избы, по описанию историков, имели дерновые крыши – пласты дерна укладывали вверх корнями, материал высыхал, уплотнялся, корни прорастали и делали кровлю монолитной. Под дерном был уложен берестяной настил.
Один из дорогих материалов для кровли – тес, или тесаные доски. Чтобы вытесать доски, брали самые ровные бревна без сучков, делали надколы повдоль по разметке, вбивали клинья, затем операцию повторяли еще столько раз, сколько требовалось для получения доски толщиной в несколько сантиметров. Сложнее всего было вытесать таким образом широкие доски. Требовалось еще и подтесать топором или широким ножом, чтобы сделать тес ровнее.
Тесовая кровля обустраивалась чаще в два слоя – с «подтеском», другое название – «подскальник», проложенный «скалой» – берестяной прослойкой; и верхний слой теса – так называемый красный тес, одновременно упрочняющий и декоративный слой кровли. Береста, снятая с толстой березы цельным слоем – уникально плотный и прочный натуральный материал для гидроизоляции. Береста в пироге кровли обеспечивала плотность и долговечность крыше.
Конек, или охлупень, делали из толстого, длинного елового бревна, в нижней части вырубали трехугольный желоб, обеспечивающий плотный и прочный стык с коньковой слегой. Древний конек-охлупень был массивным элементом, его еще и утяжеляли, оставляя на толстом, корневищном конце большую часть массива. Там присутствовал и сакральный элемент – оберег в виде конской головы, славянского символа Солнца: Конь красный, Конь белый – сказочные аллегории прохождения Солнца над горизонтом. Охлупень был единственным элементом старинной крыши, где присутствовали железные гвозди. Гвозди были кузнечные, громадные, с четрехгранным сечением и широкими шляпками, задача этого металла состояла не только в фиксации конька, но и в утяжелении. Дорогие железные гвозди можно было заменить деревянными шкантами, но это уже был «бюджетный» вариант. Кроме коньковых гвоздей, старинная русская изба и ее крыша в течении столетий не содержали никаких металлических элементов.
Фронтон рубленой избы – «чело», украшался резными оберегами. Доски фронтона имели защиту от дождя – по внешним краям это были длинные доски, причелины, по верху шло «полотенце» – широкая доска с резьбой.
Потолок русской избы
Потолок был не обязателен и скорее приметой богатого дома. В срубе «по-черному» этот элемент попросту невозможен. Если печь топится в жилище, дым все же должен уходить, а не скапливаться под потолком. Потолок обустраивался только в домах, печь которых была оборудована дымоотводом – трубой, в таком случае на массивные балки крыши – «матицы» – укладывали потолочные доски.
Простые русские избы, или курные избы – топились по-черному, и верх стен примерно от 1,5 м, от границы примерно в рост человека, был черным, закопченным. Но даже в небогатых избах стены в нижнем уровне старательно делали светлыми – вылащивали бревна. Была видна четкая дымовая граница, образованная этой вылащенной (современное – вылощенный, лоск) поверхностью и верхней, черной, по этой линии делали воронец – деревянную довольно широкую полку, как защиту от опускания дыма с копотью в нижнюю жилую часть дома. Полки-воронцы остались как декор и убранство и в домах, обогреваемых печами по-белому, с дымоходом. Дымоотвод в курных избах в какой-то степени решался – устройством верхних вытяжных окошек, которые назывались волоками, или волоковыми окнами. Более «престижный» вариант дымоотведения – дымники, деревянные трубы-короба из дома наружу, они даже украшались резьбой. Конечно, изба по-черному воспринимается сегодня как тяжелый пережиток истории, иначе и быть не может.