Палитра зеленых тонов от светло-зеленого до густого  темно-зеленого такую окраску имеет один из самых красивых материалов -малахит. Предполагают, что такое название материал получил, за зеленую окраску, которая напоминает цвет листьев мальвы (греч. malache — мальва) , либо за небольшую твердость (греч. malakos- мягкий).

м2

В XIX веке в России было принято писать малахид, реже малакид. Материал состоит из водной углекислой соли меди, в составе малахита содержится 72%. Цвет его объясняется присутствием иона меди.

м1

Плотный малахит, чрезвычайно ценный камень. Поделочный малахит бывает двух видов-радиально-лучистый и плотный. Радиально-лучистый малахит очень похож на хлопчатобумажный бархат, поэтому его иногда называют плисовый малахит.Плотный малахит называют бирюзовым-за его холодный, чуть с синевой,зеленый цвет.

м3

Малахит легко обрабатывается: хорошо шлифуется и полируется, быстро режется, он может принимать самую высокую зеркальную полировку. Полированная поверхность не прочна и имеет свойство постепенно тускнеть. Такое свойство его требует повторной шлифовки (обновления). Этот материал чувствителен к нагреванию и не устойчив к кислотам и амиаку.

м4

Малахитовый зал Зимнего Дворца

Малахит издавна привлекал внимание людей, с неолита до железного века он являлся камнем ремесленников: стеклодувов, краскотеров, живописцев, плавильщиков. Иногода его использовали для простых поделок. Самой ранней поделке из малахита 10500 лет, которая была найдена в одном из погребений неолитического могильника в Северном Ираке. Но тогда в нем ценили не красоту, пользу.

В античное время малахит стали ценить за красоту, неповторимость рисунка и своеобразие цвета. Малахит стал матреиалом художников. Древние греки украшали малахитом здания и залы. В Египте из малахита, который добывали на Синайском полуострове, изготовляли амулеты и украшения. Его использовали даже в парфюмерии, в виде порошка для подведения глаз.

Европейская культура осваивала малахит через книжные традиции при этом использовали легенды и придания, дошедшими из античного мира, а еще больше смешав правду с вымыслом, сделала малахит талисманом, амулетом, наделяя его потаенным миром скрытым миром и смыслом. Верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов. В Германии верили, что кусочек такого камня охраняет от падения с высоты, он будто-бы предвидел беду-в преддверии беды раскалывался на кусочки. Люди верили, что такой камень может сделать человека невидимым, пьющий из малахитовой чаши мог понимать языки животных и т.д.

м5

В конце XVIII века на Урале было открыто крупные месторождения малахита он получил подлинную известность. Его стали добывать в большом количестве. А XIX век стал золотым веком для малахита. Центр его культуры переместился в Россию, где он нашел себя с равным успехом в технологиях, в научном знании, в искусстве. Малахит стал модным среди знати, о нем заговорили, им украшали минеральные кабинеты России и Европы. Лучшими кабинетами, богатыми коллекциями уральских малахитов стали-кабинет Екатерины П в Зимнем дворце, кабинеты ученых-естествоиспытателей П.С.Палласа и И.И.Лепехина, которые посетили месторождения малахита на Урале. Самой богатой коллекцией малахитов владел граф Н.П.Румянцев, говорят, что в 1812 году ее разыскивал Наполеон, с желанием вывезти румянцевой малахит во Францию.

м6

Большой достопримечательностью стали два монолита музея Горного института с Санкт-Петербурге. Один весом 1,5 тонн был передан Екатериной II в 1789 году. Ей его преподнесли наследники А.Ф.Турчанинова, владельцы Гумешевского рудника .этот «осколок» оценивался в 100000 рублей. Второй около весом 0,5 тонны попал в музей в 1829 году от владельца Кыштымского рудника на Южном Урале Л.И Росторгуева. В конце 20 годов того же века цены на малахит и спрос на него были очень высокими. Камень стал символом богатства, знаком социального отличия, за ним началась погоня начиная от императорского двора до высшей знати, дабы не выглядеть хуже власти предержащих. Иметь вещи из малахита становится правилом хорошего тона.

м7

Россия за кратчайший период обрела всемирное признание в малахитовом деле. Она стала законодательницей во всем, что касалось малахита. Русские мастера изумляли мир масштабами и совершенством работ, глубоким художественным видением и воспирятием малахита. Русскими умельцами был разработан особый способ изготовления изделий из малахита, русская мозаика, при котором распиливались куски малахита на пластинки и затем по ним выбирался рисунок, наклеиваемый на металл или мрамор. Тысячи пудов камня пропустили через свои руки мастера, прежде чем разрозненные плитки слились в единый узор, напоминая монолитность изделия.

м8

В ходе работы с малахитом существует несколько технологических видов мозаики:

Простейший, когда поле выложено крупными прямо сторонними плитками, не подогнанными по рисунку и цвету.

Второй тип мозаики характеризует более тонкое восприятие рисунка малахита, хотя различие его с первым невелико.

Третьий-самый исключительный тип малахитовой мозаики. Края плотных крупных плиток обработаны на специальном оборудовании, где им придан вторящий рисунку малахита волнистый профиль.

Четвертый тип мозаики в основе которого лежит уже не сам малахит, а мастика, ее сплошь покрывают декорируемое поле, а затем втапливают в нее мелкие бесформенные плитки с рваными обломками или изрезанными краями.

Пятый отличается от четвертого тем, что в бесформенные плитки, втопленные в мастику и саму мастику втапливаются или врезаются небольшие до 7-8 мм в диаметре, круглые кусочки малахита высокого сорта, имитируя «глазчатые» сорта камня.

Середина XIX самыйвысокий триумф малахита. В этот приод завершаются работы по оформлению Исаакиевского собора в Петербурге, заканчиваются работы работы над малахитовым камином и пилястрами Большого Кремлевского дворца в Москве.

С конца XIX века? малахит постенно утратил свою славу камня власть имущих.. И с 60 годов обработка малахита становится преимущественно делом уральского кустарного промысла. Столичные мастерские все реже обращаются к малахиту а позже вообще закрывают его обработку.

м9

В XX века малахит стал достоянием научного исследования, с изучением малахита, усовершенствуется знание процессов возникновения медных и железо-медных месторождений, закладываются основы технологии синтеза малахита. Его по прежнему коллекционирут, как поделочный камень, он редок и работает с ним немногие художники-ювелиры.

После многих лет непрерывной добычи малахита известные месторождения Меднорудянское, Гумешевское-практически полностью выработаны. Несмотря на то, что открыты новые месторождения малахита в Заире, Австралии, Чили, Зимбабве, Намибии, США , однако по красоте узоров и цвету зарубежные малахиты не могут сравниться с уральскими. Уральский малахит считается самым ценным на мировом рынке.

м10

Возможно пик малахита уже позади и его в таких количествах не будут использовать как в XIX и XX веках. Теперь его используют в виде отдельных вставок в ювелирные изделия. В оправе из белого металла малахит смотрится великолепно. В связи с тем, что он имеет не высокую твердость он легко царапается и сравнительно быстро теряет качество полировки.

м11м1223м14м15м16м17м18
м20м21 007м2322м25SONY DSCм26 миним27м28м29м30

Share.
Яндекс.Метрика