Гостиную залом, прозвали в разгар хрущевских новостроек: в хрущевке гостиной пришлось взять на себя функции и спальни, и столовой, и рабочего кабинета, и светлицы, или диванной – комнаты для отдыха. Да и в современном мире позволить себе выделить по отдельной комнате для каждой из житейских и хозяйственных функций может далеко не всякий олигарх.

Вместе с тем даже вполне обеспеченные граждане, вручив, так сказать, свою душу в чужие руки, в результате получают некую часть души дизайнера, с которой им приходится волей-неволей мириться. Винить никого нельзя: чужая душа – потемки. Поэтому человеку, умеющему мастерить, имеет полный смысл решиться сделать всё своими руками и постараться стойко преодолеть все трудности, возникающие при  ремонте гостиной. Особенно, если бюджет ограничен и нужен ремонт недорогой. Почему? См. расценки любого дизайнерского бюро.

Самостоятельный дизайн гостиной вполне себя оправдывает и при выполнении работ мастерами по найму. Уже его результат в виде эскизов для рабочих сократит затраты на ремонт вдвое и более, по сравнению с заказным креативом со стороны. Исполнители же нужны добросовестные, но не элитарные – еще существенная экономия. И в результате даже маленький зал приобретет вид желаемый настолько, насколько сами владельцы способны себя понять.

С чего начинать?

С ремонта небольшой второстепенной комнаты, например, спальни. Дополнительно – с застекления, утепления и, возможно, объединения балкона с комнатой, без его окончательной (чистовой) отделки. Преимущества такой организации ремонта следующие:

-На гостиную потребуется большое количество высококачественных материалов, так как ремонтировать ее нужно надолго. Попрактиковавшись на таких же, но подешевле, меньше потом перепортишь дорогих.

-Присоединение балкона позволит получить дополнительную жилплощадь, которую потом можно с толком использовать.

-Оно же даст навыки решения оргвопросов на предмет перепланировки квартиры. Кроме того, МВК (межведомственные комиссии при муниципалитетах), выдающие разрешение на перепланировку, имеют свои базы данных и, если сравнительно простая перепланировка в виде присоединения балкона ранее была проведена успешно, то и получить разрешение, скажем, на объединение кухни с залом будет проще.

-Пусть балкончик крохотный, но всего 1,5-2 кв. м дополнительных могут позволить успешно решить задачу ремонта в целом, хотя сами по себе они ни к селу, ни к городу.

Приобретаются навыки оформительской работы. Что бы там ни утверждали рафинированные эстеты, но работа руками не только дает чувство материала, но и развивает художественный вкус. Любой технарь знает: прочная и надежная конструкция обязательно будет и эстетичной.

Подготовка к подготовке

Далее следует череда семейных советов или, для жильца-одиночки, долгий период глубоких раздумий. Это не просто «толковище», нужно совершенно конкретно, при полном взаимном согласии, решить такие вопросы:

-Место расположения мультимедийных устройств: телевизора, домашнего кинотеатра, музыкального центра;

-Расположение дивана и кресел: чтобы смотреть было удобно и свет на экран не падал;

-Впишется ли в новую гостиную стол с компьютером или заложить в смету на ремонт замену «старой тачки» ноутбуком или моно блоком;

-Где должны быть книги, одежда, посуда; в чем – пока не важно, нужно знать, в каком месте комнаты;

-Где, что и как нужно осветить;

-Будет ли монтироваться сплит-система (кондиционер);

-Будет ли (будут ли) на стенах декоративные панно;

-Нужна ли светодиодная подсветка потолка;

-Нужен ли и зачем декоративный камин (фальшкамин);

-И самый главный вопрос: есть ли по всем вопросам взаимопонимание, или нужно обращаться к дизайнеру.

Все эти вопросы необходимо решить для разработки дизайна гостиной. На основе дизайнерских эскизов, в свою очередь, разрабатывается технический проект и ППР (план производств работ), а в зависимости от них сметная стоимость ремонта может меняться вдвое и более при сходном внешнем виде и одинаковом качестве. Вот так то.

О телевизоре и камине

Телевизор подвешивают на кронштейне (см. рис.) нечасто: казалось бы, зачем тратить лишних 2 а то и 4 тыс. руб. на «железяку». Но при ремонте с перепланировкой эти «тыры» могут окупиться впятеро и более. Учтите, что, если при ремонте гостиной удастся уложиться в 15-17 тыс. руб./кв. м, то вы проектировщик и прораб – самородок, а самая маленькая гостиная в панельном доме – не менее 12 кв. м. Телевизор же на кронштейне освобождает не менее квадратного метра площади и дает возможность просмотра из разных зон. Это облегчит организацию пространства (зонирование) гостиной, выбор варианта дизайна и, значит, облегчит работу и уменьшит расходы.

Если же все как один хотят камин, и площадь помещения позволяет его устроить, то телевизор очень удобно водрузить на угловой камин. Полки и почти любой декор над камином не очень-то смотрятся; над ним остается пустое пространство, которого может как раз не хватить, а вот «телик» почему-то сочетается. С точки зрения психофизиологии зрительного восприятия это обстоятельство удовлетворительного объяснения пока не нашло, но факт налицо.

Но учтите: хотя современные экраны дают обзор до 160 градусов и более, поворот головы более чем на 10 градусов при просмотре не даст толком воспринять действо, и со временем пойдут проблемы со зрением. То есть, ограничивается свобода расположения кресел с диваном, и может получиться – голову вытащил, хвост увяз.

О подсветке потолка

Подсветка потолка – мощное средство изменения настроя помещения сообразно моменту. В спальне ей трудно найти альтернативу. Но, допустим, если гостиная совмещена со спальней, переоборудованной из балкона, то интим в спальне можно создать, просто задернув на окнах просвечивающие шторы будоражащих оттенков или включив ночник. Отгородиться от прочих зон в однокомнатной квартире можно плотным занавесом или раздвижной ширмой.

Подсветка же потолка стоит денег и трудов, во-первых. Во-вторых, при совместном пользовании гостиной ее перенастройка каждым из жильцов по своему настроению породит повод для конфликта. В-третьих, в помещениях, где постоянно или часто находятся дети, применять психоделические эффекты и любые средства суггестивного воздействия на психику настоятельно не рекомендуют психологи. Поэтому вопрос о подсветке следует обсудить обстоятельно и прийти к полному согласию.

ППР (последовательность производства работ)

Любые строительные работы начинаются с документального их цикла и продолжаются производственным (рабочим). Последовательность производства работ в гостиной в точности совпадает, скажем, с этапами ремонта спальни или другой жилой комнаты.

Производится ремонт гостиной так же, как и любой другой ремонт комнаты, но нужно уже на этапе дизайна иметь в виду технологию. К примеру, первичная (стартовая) штукатурка изогипсом с покровной (лицевой, финишной) сатенгипсовой позволит получить идеально ровную поверхность под любую покраску, в том числе под дающую «зеркало» акриловую эмаль или особо мягкий и тонкий гризайль по толстому гипсу. Но тяжелая облицовка из декоративной каменной плитки по ней со временем начнет отваливаться с пластами штукатурки; тут нужна стартовая штукатурка на цементной основе.

Второй момент – в гостиной раздетыми не ходят, и у гостей все на виду. Вывод – в процессе ремонта имеет смысл установить экраны радиаторов отопления. Наконец, выделения обеденной зоны покрытием пола из керамогранита оправдано со всех точек зрения, но под него нужна ступенчатая стяжка пола.

Документальное оформление перепланировки, если она нужна, и получение разрешения на нее также производятся обычным порядком. Проектирование обстановки зала даже проще, чем макетирование оборудования кухни: вполне можно обойтись плоскими аппликациями из картона на листе бумаги.

Но первые стадии проектирования – зонирование помещения, выбор типа отделки и отделочных материалов, разработка дизайна – требуют внимательного подхода. В результате нужно получить если не точный план по СНиП, то хотя бы эскизы с размерами для себя – работа на глазок обречена на неудачу.

Зонирование гостиной

Разделение зала на зоны отдыха, спальную и рабочую можно произвести уже в порядке косметического ремонта и даже вовсе без ремонта. Установка стеллажа или этажерки – вообще не строительная работа, но позволит как выделить спальную зону, так и скрыть ее от посторонних глаз.

                                Гостиные с зонированием стеллажом

Приемы зонирования, не связанные с меблировкой, для гостиной обычной планировки те же, что и в спальне: различные по тону и фактуре поверхности, местное освещение. В квартирах с эркером или в узкой и длинной гостиной на 16 квадратных метров (гостиная-коридор) хорошо разделят ее на зоны, не уменьшая полезной площади, одна или две арки из гипсокартона.

Арка

Аркой можно превратить мрачноватую квартиру-«трамвайчик» в светлое и уютное жилье. Для этого снимают межкомнатную дверь и полностью очищают ее проем, он от этого существенно расширится. Аркой округляют верх проема, и квартира приобретает совсем иной облик; сделать же самостоятельно арку из гипсокартона не столь уж сложно.

Гостиная с двумя окнами

Зал с двумя окнами можно скомпоновать двояко. В гостиных не очень светлых или с окнами на одной стене, или на смежных стенах у дальнего от входа окна самое место для спальной зоны: свет имеет большое значение для гигиены спальни. Если же окна на противоположных стенах (двухсветный зал), и особенно, если одно из них южное или юго-западное, имеет смысл оставить лишь его верхнюю часть, см. справа на иллюстрации гостиных со стеллажами.

Во-первых, сразу же появляется место для рабочей зоны с самым благоприятным освещением. Во-вторых, летом будет не так жарко. Зимой в ясную погоду достаточную естественную освещенность даст отражение от снежного покрова, а в ненастье зимой без искусственного освещения все равно не обойтись.

Если же зал с балконом планируется превратить в гостиную-спальню, то спальную зону на балконе можно выделить за счет разности уровней пола. Сложнее (больше работы на балконе), но эффективнее невысокий, 5-10 см, подиум. Низкий пол в спальне-балконе наоборот, подчеркнет кровать: человек лучше видит сверху вниз, чем снизу вверх, это досталось нам от живших на деревьях предков. Но о спальне-гостиной следует поговорить особо.

Гостиная-спальня

Спальня и гостиная в одной комнате чаще всего разделяются следующими способами:

-Внедрением в интерьер.

-Отделением спальной зоны.

-Разделением внимания.

Разберем на примерах, показанных на рисунках.

Слева – спальня-гостиная мужская или семейная. Кровать простой формы накрыта нейтрального тона плотным покрывалом. Чтобы вовсе прикрыть ее назначение, нужно еще и внедрить кровать в интерьер. Достигается это с помощью связующих элементов, в данном случае – подушек. Их расцветка на кровати с диваном сходна, причем на 2 из 3 на диване – наволочки из той же ткани, что и покрывало кровати. В результате кровать уже не кровать, а тахта, ни у кого не вызывающая неуместных ассоциаций. Шторы, отгораживающие спальное место, здесь особой роли в декоре не играют и могут быть любыми.

                                           Гостиные-спальни

В середине – совмещенная однушка деловой дамы или джентльмена-плейбоя. Зоны разделены тонкой декоративной перегородкой. При цельном общем дизайне функциональное назначение зон задают уже не объединяющие, а разделяющие разнородные элементы в них: абстрактное панно над кроватью и большое зеркало в зоне отдыха. Находясь в одной из зон, влияния соседней на настроение не чувствуется.

Слева – типичный дамский будуар. Но при делах не интимных от гламурного ложа внимание отвлечет такой же гламурный, но резко контрастирующий с остальным столик необычного исполнения. Усиливают его действие пестрый ковер в контрасте с гладким ламинатным полом в алькове. Это дежурный прием зонирования контрастирующими поверхностями; в данном случае каждая из них контрастирует еще и с окружающей обстановкой, что разбивает внимание (эффект мельтешения). Об эстетических достоинствах такого решения можно спорить, но функциональность интерьера налицо.

Место для кровати

Место для кровати в гостиной-спальне – проблема. Естественно, она должна стоять подальше от входа и поближе к окну; полное освещение спальни днем необходимо для здорового сна в ней ночью. Но что делать, если окно и входная дверь на смежных стенах? И в рабочей зоне свет тоже нужен, а его естественный источник кровать отдаляет.

Здесь можно дать такой совет: сделать в масштабе трехмерный макет из картонной коробки без верха и грубых пенопластовых моделей мебели, а ход Солнца в разное время года имитировать светодиодным фонариком, как это делается при макетировании кухни. Пасмурную погоду создают, прикрывая апертуру фонарика кусочком тонкой бумаги.

В однушке на 18 квадратных метров расположение кровати – проблема из проблем. Приемлемым без перепланировки решением может быть лишь встроенная в шкаф кровать-трансформер. Если все равно хочется стационарную, то самое время подумать об объединении гостиной с кухней.

Гостиная-кухня

30 лет тому назад объединение гостиной с кухней показалось бы абсурдной ересью. В хрущевках кухонную дверь делали без порога и со щелью внизу, как ныне это требуется для топочных на газе. Но учтем следующее:

-Горелки современных газовых плит внешне похожи на прежние бунзеновские, но действуют принципиально иным образом; они совершенно не дают угара в любом режиме горения, и лишь в некоторых режимах – ничтожное количество сажи и копоти.

-Вытяжка над плитой с клапаном-хлопушкой не пустит чад в окружающее пространство, не ухудшая общей вентиляции.

-Вместо прежних двух мягких уголков со столиком – в кухне и в зале – остается один, что высвобождает не менее 2,5 кв. м площади, которая позарез нужна.

Соображения очевидные, и перепланировка квартиры в виде гостиной, совмещенной с кухней, ныне широко распространена. Но зачастую делается она не вполне разумным образом.

Общепринятое решение – кухня-бар. Но, к сведению читателей, пришла кухня-бар к нам из элитных заокеанских пентхаузов. В качестве весьма веского аргумента в ее пользу, «Плейбой», к примеру, приводил такой: «Смешивая коктейль, Вы не выпустите из виду фею Вашего сегодняшнего вечера, и она не сможет смыться, прихватив с собой что-нибудь ценное».

                                            Совмещенные кухни-бары

Феи на вечер везде одинаковы, и моральный облик с совестью в их тарификацию не входит. Но жилплощади у нас не те, что у гендиректора «Дженерал Моторс» или хотя бы у старшего менеджера в «АЛКОА», так что вернемся к делу и разберем снова на примерах, см. рис:

-Слева – типичная смесь нью-йоркского с нижегородским, при полном преобладании последнего. Что-то вроде голливудской самопародии, в которой советские космонавты экипированы караульными тулупами и шапками-ушанками. Ходить тесно, обедать неудобно.

-В центре – попытка все-таки создать пространство, но чисто формальная. «Воздушная» стойка бара удобства пользования ничуть не добавляет, так как занимает ту же площадь пола, а мы не летающие.

-Справа – кухня ужата в ширину до чисто технологической зоны и превратилась фактически в настоящий бар. Для одиночки или пары решение вполне подходящее, и выглядит элегантно, но уже для компанейских посиделок подходит плохо.

                                           Кухня-студия

В наших условиях оптимальное решение – кухня-студия, см. рисунок выше. Даже большой обеденный стол вполне вписывается в малометражку. А если поставить аналогично стеллажу (вплотную к стене перпендикулярно ей) раскладной, см. рисунки, то:

-Он органично впишется в дизайн в комплексе со стеллажом.

-В его тумбе разместится добрая часть посуды с кухонной утварью.

-При точечной подсветке с потолка кухня будет выглядеть модной кухней-баром.

-Его можно выдвинуть на середину комнаты и получить временную пиршественную зону для компании.

                                       Раскладные столы

Но самое главное в кухне-студии вовсе не стол. Подумайте, ведь теперь прежнюю дверь в зал можно замуровать, и появляются целых две стены для устройства удобной спальной зоны, не бросающейся в глаза.

О способах отделки
Потолок

Потолок в гостиной можно отделывать такими способами:

-Покраска – традиционный, дешевый и далеко не самый плохой способ. Любые методы организации пространства сами «отъедают» свет в комнате, а равномерно-белый потолок хорошо «ловит» и переотражает всюду малейшие отблески из окон. Покраска акриловой эмалью по цельному гипсокартону усиливает эффект и, кроме того, не пылит и не шелушится.

-Обои – для потолка подходят жидкие декоративные. Светлый веселенький потолок сразу расширит видимое пространство комнаты.

-Пенопластовая плитка – недолговечна, но дешева и легко заменяема. Не под прямыми солнечными лучами ее может хватить лет на 5-7. Годится, как отлично переотражаюший свет материал, для потолочной облицовки над рабочей зоной.

-Фальшпотолок – достаточно дорог и сложен в работе, но может быть оборудован светодиодной подсветкой и активно участвовать в зонировании пространства и дизайнерских приемах.

-Фальшпотолки, в свою очередь, бывают таких видов

-Накладные – обшивка по обрешетке фактически без межпотолочного пространства. Почти не отнимают высоты помещения, но из коммуникаций под обшивкой можно проложить только электричество.

-Натяжные – полотнище из ткани или пленки. Замечательны в декоративно-эстетическом отношении, но во всем остальном плохи: служат недолго, коммуникаций не держат никаких, от нагрева светильниками выгорают и пятнятся.

-Подвесные – собираются или монтируются на каркасе, подвешенном на довольно значительном расстоянии от базового потолка. Довольно дороги и сложны в работе, но при достаточной высоте помещения позволяют решить все задачи потолка, функциональные и декоративные, и, кроме того, дают место для прокладки любых коммуникаций.

Подвесные потолки по характеру выполнения также делятся на несколько видов:

-Кассетный – это потолки типа армстронг. В ячейки легкого простого каркаса укладываются декоративные волокнистые плиты, растровые светильники, решетки вентиляции. Всем хороши, но превращают квартиру в офис.

-Каркасный – обшивка крепится снизу к прочному металлическому каркасу из периметральных профилей, несущих U-профилей и связующих C-профилей. Могут быть цельными и модульными – в виде фриза, карниза, плафона, не занимающих всей площади базового потолка.

-Ступенчатый (многоуровневый) – сложный каркасный потолок. Каркас усиленный, «многоэтажный». Может быть модульным, оставляя свободными участки базового потолка, сочетаться с натяжными или кассетными вставками. Вершина потолочного мастерства и широкий простор для дизайнера, но сложен и дорог.

Подвесные потолки ошиваются, как правило, гипсокартоном, позволяющим формировать из него криволинейные поверхности. Реже на обшивку потолка идет ламинат, пластиковая вагонка, пиломатериалы, фанера. Обшивка потолка плотными плитными материалами встречается как исключение: надежно закрепить тяжелую плитку на весу трудно и требует высокого мастерства.

Стены

Стены, как известно, штукатурят, красят, оклеивают обоями или обшивают ламинатом, пластиковыми панелями или плитами, деревом, гипсокартоном по обрешетке деревянной или из потолочных металлопрофилей, но лежащих прямо на стене. Иногда – частично или полностью облицовывают керамической плиткой или декоративным камнем.

Оптимальный вариант для гостиной – на треть или полвысоты внизу обшивка или облицовка, а до верха – обои.

Это позволит сэкономить дорогие материалы, правильно распределить свет светлыми обоями и защитит стены внизу. Но обшивка на обрешетке во всю высоту конструктива даст эффективную звуко- и теплоизоляцию. В блочных хрущевках это особенно важно, и штукатурка с обоями на стенах из старого железобетона держатся плохо, так что здесь лучше цельная обшивка.

Пол

Дощатый пол по лагам отживает свое. Современные строительные технологии позволяют сформировать стяжку настолько ровную, что по ней можно настилать чистовой пол по фанерной подушке, а то и прямо на базовую поверхность.

Декоративные настилы пола в гостиных чаще всего следующие:

-Паркет – традиционный и ничуть не сдающий свои позиции материал. Современные паркетные мастики и монтажные клеи позволяют настилать его как прямо на стяжку, так и на фанерную подушку.

-Ламинат – самый популярный материал для пола. Имея вполне «дощатый» вид, прочен, стоек к износу, несложен в работе при самостоятельном исполнении.

-Линолеум – вовсе не бюджетный эрзац паркета и дерева. Современные виды линолеума обладают исключительными достоинствами (см. чуть ниже) при сравнительно невысокой стоимости.

-Керамическая плитка – керамогранитная отлично подходит для обеденной зоны. Не холодна на вид и на ощупь, не скользкая, прочная, очень легко моется, химически стойкая, выпускается в широчайшем ассортименте тонов и текстур. Но для ее сочетания в прочими видами покрытий пола необходима сложная, трудоемкая и затратная ступенчатая стяжка.

-Пробковый пол рекомендуется для детской: он гигиеничный, экологичный, теплый упругий. Подойдет и в гостиную, если вписывается в дизайн. Может быть выполнен плавающим на базовой поверхности, т.е. несложным для самостоятельной работы.

-Декоративный наливной пол – теплый, упругий, стойкий, может быть налит по старой шершавой и бугристой стяжке, выпускаются и с 3D рисунком, но очень дорог.

-Регулируемый пол – позволяет выровнять базовую поверхность с точностью до долей миллиметра, но дорог и отбирает много высоты помещения. Монтируется, как правило, в элитном жилье под декоративный настил из деревянной инкрустации и т.п.

Оригинальные виды отделки

И в заключение раздела об отделке упомянем о некоторых современных замечательных материалах.

Пробковые обои

Пробковые обои – слой прессованной пробковой крошки на бумажной или матерчатой основе. Слабо восприимчивы к загрязнениям, легко моются, дают «дышащие» стены. Плохо отражают свет, поэтому для детской или спальни не рекомендуются, но для зоны отдыха в светлой гостиной вполне подойдут. Выпускаются тонированными, в виде листов с готовыми декоративными панно (см. рис); оклейка возможна с заворотом за угол. Пробковые обои разбухают от пролива на них жидкости, но испарения не впитывают и запахи в себе не держат, так что пригодны и для совмещенной с гостиной кухни.

                                          Пробковые обои

Жидкие обои

Жидкие обои – гипсовая штукатурка особого состава с добавкой органических хлопьев и волокон. Готовятся непосредственно перед нанесением по инструкции. Достоинство – индивидуальность при несложной стандартной технологии: получающиеся рисунки неповторимы.

Декоративная штукатурка

Венецианская декоративная штукатурка – в гипсовую штукатурку добавляется минеральная крошка или каменная мука разных оттенков. Веками по венецианской штукатурке работали искуснейшие живописцы, но теперь она уверенно выходит на массовый строительный рынок: производители предлагают готовые сухие смеси, позволяющие имитировать мрамор, жатую ткань, морозные узоры, змеиную кожу и т.п. Попрактиковавшись, венецианскую штукатурку можно готовить самому и, не имея никакого художественного образования, рисовать ею на стенах косые струи дождя, ветви деревьев или простые узоры, разноцветные полосы.

Мармолеум

Мармолеум – современная разновидность линолеума. Экологичен, изготавливается из натуральных материалов. Прочен, не боится даже брошенной сигареты, стойкость – многолетняя. Не требует подготовки базовой поверхности под настил; возможен плавающий настил. Дает тепло- и звукоизоляцию, обладает бактерицидными свойствами. Не боится бытовых загрязнений и песчинок с обуви, как ламинат и паркет. Держится десятилетиями в общественных зданиях. Выпускается рулонами и плитами, выбор фактур и оттенков непрерывно расширяется. Единственный недостаток – предубеждение потребителей против линолеума.

                                            Бамбуковый паркет

Бамбуковый паркет – по достоинствам сравним с мармолеумом. К сожалению, готовое покрытие имеет несколько волнистую поверхность, чувствующуюся даже сквозь тапочки на войлочной подошве.

И, наконец – дизайн!

Ремонт гостиной комнаты «лишь бы как-нибудь» – нонсенс. Гостиная без стиля – не гостиная. Оформить гостиную стильно вполне возможно самостоятельно; в крайнем случае, грамотно выполненный эскиз позволит отказаться от дорогостоящих услуг дизайнера. Познакомим читателя с некоторыми стилями оформления зала, не требующими сверхвысокой квалификации для разработки.

Стили дизайна интерьера делятся на группы – клоны. Классический клон (ампир, рококо и пр.) рассматривать не будем: стили этой группы требуют просторных высоких помещений и в современной квартире эффекта не дадут. Современный дизайн интерьера идет прежде всего от модерна.

Модерновые стили
Классический модерн

Модерн как направление в декоративном искусстве возник из желания избавиться от веками накапливавшихся «финтифлюшек», под лозунгом: «Все гениальное – просто!» Простые формы, ровные поверхности, точно выдержанная цветовая гамма (см. рис. ниже), простой рисунок оказались успешны не только в эстетическом отношении: модерн позволил упростить и удешевить строительные технологии и улучшить санитарию с гигиеной помещений. Вследствие этого модерн стал, и остается, доминирующим стилем в дизайне интерьера. Современные строительные технологии ориентированы в первую очередь на модерновые дизайнерские решения.

                                           Гостиные-модерн

Минимализм

Популярный модерн взялись «модернизировать» кто как мог и кто во что горазд, так что вскоре появились «модерновые» работы, которые никто не мог отличить от барокко или полинезийской хижины. Это породило ответные изыски ортодоксов модерна (антиномия, но в искусстве еще и не то бывает…) – минимализм, см. рис. У истоков минимализма среди прочих стоит и традиционный японский интерьер, поэтому в гостиной-мини уместны и шторы, и ограниченной площади панно со сложным рисунком, и, особенно, комнатные растения. Знатоки «мини» утверждают, что мини – не мини без бонсаи, но уход за ними чрезвычайно сложен, поэтому рядовые минималисты обходятся растительностью не-мини.

                                    Гостиные в стиле минимализма

Хайтек

Слишком уж минимальный минимализм не всем по душе, да и жизнь меняется. Теперешняя ее напряженность и функциональность нашли выражение в стиле хайтек. Его отличительные особенности – прямые углы, обширные однотонные плоскости, блестящий полированный металл, стекло, глазурованная керамика, см. рис. В хайтековую гостиную гармонично вписываются широкие прямоугольные проемы с раздвижными дверями или ширмами, что может иметь значение для объединения комнат без перепланировки.

                                                 Гостиные-хайтек

Арт- декор

Желание приблизить внешне простые, но чрезвычайно тонкие стили «высокого модерна» к массовому потребителю породило арт- декор (правильное произношение в русской транскрипции – арт- декор); в переводе – декоративное искусство. Главная выразительная роль в нем перешла от формы и поверхности к декорации, см. рис. «Фирменными» признаками арт- декор считаются сочетание полированного золотистого металла с керамикой и потолок с уступом.

                                          Гостиные арт – декор

Арт декор называют еще «джазовым модерном» – он появился после первой мировой войны, в разгар повального увлечения джазом. Джазмену не обязательно иметь консерваторское образование, но он непременно должен чувствовать свинг и уметь свинговать, иначе он может играть где угодно, только не в джазе. Так и арт- декор может быть хорошо выполнен дилетантом, имеющим врожденный художественный вкус и чувство меры. В таком случае в гостиную арт-декор впишутся и торшер в виде обнаженной женской фигуры в полный рост, и африканская маска, и бюст Берлиоза. Не булгаковского, Гектора Берлиоза, великого французского композитора.

Фьюжн

Другой побочной ветвью модерна в направлении максимального самовыражения стал фьюжн. Его признаки – совмещение несовместимого: вычурные формы при общем лаконизме, кричащие тона расцветки. Эстетичный и содержательный фьюжн возможен (см. рис.), но требует безупречного вкуса и владения тончайшими приемами работы, иначе выйдет аляповатая отсебятина.

                                                    Гостиные-фьюжн

Этнический клон

Этнические стили интерьера происходят от традиционных народных. Хорошие дизайнеры стараются сохранить их в первозданном виде, и стилей таких столько же, сколько и народов. Поэтому мы коснемся лишь двух популярных, и в то же время развившихся до собственной, отделившейся от истоков, концепции.

Кантри

Кантри значит деревенский, сельский, загородный. На природе жили не только мужики, но и баре, так что русский кантри – вовсе не обязательно нечто посконный-рубленое, см. рис. Видимые его признаки – массивная деревянная мебель плавных форм, драпировки, покрывала, подушки, дорожки на мебель с вышивкой, натуральные (или точно под натуральные) отделочные материалы.

                                                  Гостиные-кантри

В «мужицком» кантри сейчас бревна заменяют блок-хаузом, а «господский» так и остается самым дорогим: кантри не кантри без настоящего камина и широкого французского окна, выходящего в сад или с видом на природу. Роскошь не относится к числу непременных атрибутов кантри: обладая вкусом, непритязательную, но изысканную гостиную кантри можно оформить на даче или в загородной усадьбе.

Фэн-шуй

Фэн-шуй изначально тоже этнический стиль; по-китайски – вода и ветер, т.е. – тот же кантри, только восточный. Не вдаваясь в его эзотерические аспекты, укажем лишь, что фэн-шуй определяется прежде всего ориентацией помещения по сторонам света и расстановкой в нем мебели. Поэтому оформлять гостиную фэн-шуй в традиционном китайском стиле, как на рисунке в центре, совсем не обязательно. Евроремонт гостиной в стиле фэн-шуй вполне возможен (слева и справа на рис.) без нарушения догм учения.

                                                    Фэн-шуй гостиные

Конфетка + модерн?

Буржуа, бюргеры и джентри всегда хотели жить как знать, но оплачивать работу лучших мастеров своего времени не могли, да и скупились. Бессистемное заимствование «красивостей» из классических стилей породило «галантерейный» стиль, на рис. слева, по которому проезжались от Вольтера до Маяковского и далее.

Эта розовая, пушистая и миленькая пестрота не что иное как гламур, если можно так выразиться, классический. Игривый по виду, на самом деле он высоко функционален: как известно, так очень часто оформлены рабочие помещения дам, занятых, выражаясь языком их работодателей и эксплуататоров, в сфере услуг.

                                               Гламурные гостиные

Однако потребителей подобного рода дизайнерской продукции не убывает, а спрос рождает предложение, так что гламур жив. Более того, терпимость и емкость модерна оказались столь велики, что он, даже не поморщившись, принял в себя гламур, ничуть не испортив себе здоровье: современные дизайнеры, пользуясь приемами модерна, создают элегантные и выразительные гламурные гостиные, см. на рис. справа.

Итог

Итак, теперь вы, возможно, имеете представление, что нужно для ремонта зала своими руками и к чему нужно стремиться. Успеха!

Share.
Яндекс.Метрика