Необычные кресла можно встретить в любом доме, и необычность кресел, как и необычность всех остальных предметов мебели, лежит в разных планах – это и инновационная форма кресла, и концептуальность (кресла из макулатуры и других вторичных материалов), и нестандартный декор, и нарочитый контраст с общей идеей интерьера. Если вспомнить историю, то и сама модель кресла исключительно необычна и по сути трагична: придумав сначала курульное кресло (древние римляне), затем троны для королей, а спустя пару веков и мягкие кресла для буржуа, европейская цивилизация пошла по пути ревматизма и сосудистых заболеваний. Восточная медицина столетиями объясняет вред сидения на стуле, тем паче вред сидения со скрещенными ногами: нарушается сердечная деятельность, пережимаются жизненно важные сосуды, создаются риски дестабилизации артериального давления и прочие «бонусы» моды.
Намного здоровее сидеть в позе лотоса, или хотя бы на плоскости, как и принято на Востоке. И неспроста современные модели дизайнерских кресел все больше укладываются в релаксационную модель – гениально предвиденные дизайнерами прошлых лет бионические формы яйца, кокона, пузыря; а также и комплекты кресел-лежанок с пристроенными пуфами или скамеечками для ног. Приятно посидеть в кресле-тыкве, покачаться в подвесном пузыре, расслабиться в кресле-баттерфляй – все эти и многие другие модели кресел сегодня признаны иконами дизайна.
Необычные кресла для дома
Необычные кресла для дома не обязательно куплены на аукционе Сотбис. В полной мере необычным является кресло из поддонов, продукт гениального мышления лайфхакеров всего мира. У нас эти кресла тоже в почете, и если они до сих пор не объявлены трендом и не упоминаются рядом с креслами великолепного Фабио Новембре, то это всего лишь вопрос времени.
Кресла – иконы дизайна
В списке самых знаменитых кресел мира не только инновационные кресла. Наоборот, почти что все кресла – воплощения эталонного комфорта, имеют полувековую историю, самое «молодое» – кресло Немо 2000-го года. А кресло Баттерфляй, получившее название за элегантную форму полураскрытых крыльев бабочки – было создано более восьмидесяти лет назад.
Вuttеrflу
Кресло, получившее нежное название «бабочка», придумали в 1938 г. трое дизайнеров для меблировки виллы Фрэнка Ллойда Райта – гениального архитектора, которому мир обязан прорывом в «органическую архитектуру» и новым прочтением искусства зодчества. Для великого человека родилась потрясающая идея кресла: универсальная легкая модель, каркасом служат стальные тяги, а сиденьем – натяжная «люлька» из кожи или ткани.
Кресло-бабочка на неискушенный взгляд может показаться инновационным творением смелого дизайнера. Кажется, что кресло органично сочетается с большинством современных интерьерных стилей, но это не совсем так – скорее оно само создает стиль, а интерьер подчиняется. Сидеть в коконе Вuttеrflу удобно, уютно, можно спать или просто расслабиться. Кресло станет любимым не только в доме, его можно взять с собой на дачу и даже в отпуск.
Донна
Donna – второе название культового кресла UP5, созданного в 1960 году гениальным итальянским дизайнером Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce). При виде гениального кресла приходит в голову разное: кто-то видит пышный тотем – древнее изображение сути женского начала, кто-то – разъевшийся обленившийся манекен; кто-то вспоминает о забытом визите к психоаналитику. Во всяком случае, второе женское имя присвоено этому предмету мебели не случайно. Говорят, что сам Гаэтано Пеше руководствовался при создании своей антропоморфной Донны феминистскими идеями – бунтом женщины против сковывающей ее физиологии. Оковы метафорично представлены круглой гирей из ППУ, лежащей рядом с Донной. Но вряд ли все покупательницы уютного кресла согласны с трактовкой. А почему бы не увидеть в кресле образ милой женщины, у которой сложности с диетой – и вовсе не из-за протестов против своей природы, а всего лишь по причине обиды на осточертевший быт и невнимательного мужа?
База кресла – полиуретан, способный возвращать изначальную форму после вакуумной обработки. Вплоть до 1973 года кресло поставлялось в плоском виде и само надувалось при извлечении из упаковки. Последние два десятка лет Донна приходит в дома уже в надутом виде.
Pumpkin
Тыква – французская тыковка: еще одно гениальное кресло, любимое миллионами людей. Мягкое, круглое, с приятным оттенком и образом спелого овоща, это кресло непростое: его формы изучают по учебникам дизайна. Кресло, а впоследствии и диваны-тыквы, было создано одним из великих дизайнеров всех времен и народов – Пьером Поленом, одним из первых отменившим мебельные ножки (примерно в середине прошлого века).
Pumpkin украсили новое крыло Елисейского дворца, и впоследствии дизайнер творил и для французских президентов, и для всего мира, создавая множество удивительных вещей, но оставаясь верным своему принципу: «Дизайн – это опыт, а не стиль».
Eames Lounge Chair
Стиль денди, воплощенный в инженерной конструкции – кресло дизайнеров Чарльза и Рея Имз. Эталонный комфорт был достигнут техническими средствами – разработчики просчитали эргономику кресла математическими методами и произвели ряд тестов. Схема кресла выверена и точна, плюс ко всему у кресла есть легенда: это одно из первых, если не самое первое кресло на базе листового прессованного материала – гнутой фанеры. Имеется амортизирующая система, кроме того, кресло заполнено мягкими подушками, обивка – только кожа. К креслу прилагается банкетка или пуфик для ног: это было обязательным условием дизайнеров.
Diamond
Бриллиант – кресло со сменной подушкой, идейный прорыв в мебельном дизайне. Автор – американский художник, скульптор и по совместительству мебельный дизайнер Гарри Бертойя, год создания бриллиантового кресла – 1952. Кресло сконструировано из трубчатого легкого каркаса с сетчатым заполнением, для комфорта прилагается мягкая подушка. На улице кресло используется без подушки. Форма спинки с острыми углами будоражит воображение, она напоминает то ли кубическую сингонию алмаза, то ли ледяной кристалл. Кресло почтенного возраста – более 70 лет – смотрится в современных дизайнах, как будто только что придумано неизвестным гением.
Egg
Кресло в форме яйца – пожалуй, самое известное из культовых кресел, поскольку доступно широкому потребителю. Правда, причина этой доступности – всего лишь массовое копирование и подделки брендового кресла. Egg было создано в 1959 году Арне Якобсеном, дизайнером из Дании, по заказу одного из Копенгагенских отелей. Но кресло так понравилось потребителям, что мгновенно стало массовой мебелью.
Кресло Яйцо существует в разных вариациях – вначале лаконичное в Скандинавской модели, а затем элегантное клубное с высокой спинкой и подголовником. Современные недорогие подделки могут быть разных цветов и форм, и даже порой сочетают образы Egg и Пузыря и изготавливаются в прозрачном варианте.
Big Easy
Big Easy – огромное удовольствие, или попросту супер кайф: это кресло придумал дизайнер, умевший голыми руками гнуть листовой металлопрокат (правда, тонкий), и даже завязывать сталь узлами. Первоначально кресло было малоудобным и называлось Well Tempered, что примерно означает «безупречный темперамент». Это был скорее арт-объект, чем мебель, но после легкой адаптации формы к человеческому телу стальное кресло стало исключительно комфортным, и в 1988 году получило новое название Big Easy. Дизайнер Рон Арад, уроженец Тель-Авива, художник и радикальный мыслитель, создает не только металлическую мебель, но, вероятно, он останется в истории как «Железный человек».
Вариаций кресла Рона Арада существует целый ряд – с мягкими обивками и без, в различных формах и высоте, в модели качалки и стационарного сиденья. Но многие творения железного дизайнера узнаются, причем даже неспециалистами – возможно, по особому стальному скелету формы и сложному философскому содержанию.
Bubble
Мыльный пузырь, подвешенный к потолку – он обязательно лопнет, как только устроишься в нем отдохнуть. Но ощущения обманывают: прозрачный пузырь способен выдержать центнер веса, а не только взрослого или ребенка. Подвеска тоже солидная – металлическая цепь. Кресло воспринимается как самое современное, но ему более полувека – придумал Мыльный Пузырь дизайнер из Финляндии Ээро Аарнио в 1968 году. Материал был инновационный для тех времен – акриловый прозрачный пластик.
Кресло может быть и напольным, но в подвесном варианте оно намного популярнее – в нем можно качаться, кружиться и озорничать. Идеальное кресло для дачной террасы и уютной гостиной в эко-стиле. Бионическая форма кресла – гениальное предвидение дизайнера, опередившего свое время.
Nеmo
Легендарное кресло-маска, культовый предмет и икона стиля – для людей с крепкой психикой, влюбленных в эпатаж. Кресло поражает эргономичностью и отрывом формы от идеи: сюрреалистический образ «Неизвестного» неплохо подходит для домашней релаксации, ведь чтобы перестать видеть маску-лицо Немо, нужно всего лишь сесть в это кресло.
Кресло Немо можно встретить на городских набережных, в парках и на остановках. Материал – вторичный, переработанная пластмасса, производство недорогое, а изделие яркое, заметное, а также супер-устойчивое к солнцу, воде и негативу среды. Создатель Немо дизайнер и скульптор Фабио Новембре был увлечен классическим японским театром Кабуки, где женские роли исполняли мужчины в масках. Скрытые смыслы в кресле Немо, безусловно, есть, и архетип человека-маски очень сложен. Но кресло действительно удобное, и когда вы отдыхаете в нем, лица Немо не видно – его созерцают другие. Идея кресла новехонька – ей чуть более двух десятков лет (год создания 2000). Скульптор Фабио Новембре продолжает поражать воображение поклонников своего таланта: тонкая образность, тайна и интрига, синтез неумолимого цинизма с романтической изысканностью