Деконструктивизм – антитеза конструктивизма; поэтому вполне возможно, что, как и большинство ультрареволюционных идей, архитектурный и интерьерный стиль деконструктивизма свято сохранил в себе именно то, во имя чего был рожден и что отвергал с такой страстью: геометрию, деловито спрятавшуюся в хаос углов и пересечений; светлые свободные оттенки, дарящие свободу релаксации; удобную расстановку мебели и еще множество черт, делавших «устаревший конструктивный минимализм» таким привлекательным и уютным. Черты деконструктивизма мы встречаем в модных коллекциях одежды и обоев, они прочно вплелись во все сферы искусства. В архитектурном облике зданий данного стиля есть сила и мощная красота, пускай и не всегда воспринимаемая сознанием как разумная и созданная для людей. Действительно, на первый взгляд фасад и интерьер с «деконструктивными» штрихами начисто лишен функциональности – но это только на первый взгляд.

Деконструктивизм в интерьере

Деконструктивизм в интерьере узнается моментально: странно изломанное пространство, отрицание параллельности, порядка, да и самого существования простой и уютной Евклидовой геометрии. Ни одной «нормальной» плоскости, ни единой прямой от начала и до конца линии – все диспропорционально, разнофактурно и неожиданно – в общем, весело до жути. Ломка традиций и старых приемов оформления интерьера, отрицание классических принципов организации пространства, нестандартность в каждой детали и черточке – таково очень часто первое и самое сильное впечатление, а порой и самое пугающее, что бросается в глаза в интерьере стиля деконструктивизм.

Идеи деконструктивизма родились задолго до того, как данное направление получило имя и было признано самостоятельным и суверенным стилем. Датой рождения деконструктивизма считаются 80-ые годы, а название придумал и сделал популярным философ и создатель принципа деконструкции Жак Дерида (Франция). Основным посылом была поначалу зловещая анархия – полное отречение и от практической полезности, и от классического понимания красоты и эстетики, и от архаичного человеческого стремления к комфорту. А вот что из всего этого получилось в итоге…

Стиль развивался, черпая новые идеи бурного 20-го века: удивительные строительные материалы и технологии, считавшиеся тогда инновациями. Форма имеет право стать главнее содержания, а индивидуальное восприятие личности важнее комфорта, – гласят основные принципы деконструктивизма. И еще ряд удивительных черт стиля:

  • Яркий контрастный декор и украшения всех размеров на фоне черного и темного – своеобразная эстетика и почти первобытная красота.
  • Иллюзии разорванных стен, потолка и пола, рождающие ассоциации с естественными пещерами древних людей, возрожденными в футуризме: воспоминание питекантропа о будущем.
  • Возможен арт-объект, на котором сосредоточено все внимание: доминирующая картина на стене, броский потолочный светильник и в принципе что угодно другое.
  • Несочетаемые предметы быта – обязательно размещаются рядом, чтобы нестандарт сильнее шокировал.
  • Симметрия – не под запретом, поскольку стиль декларирует полную свободу. Но асимметричность пользуется огромным уважением и присутствует во всем – в мебели и отделке, форме комнат и декоре.
  • Эргономика – не нужна, функциональность – не имеет никакого значения, а такие понятия как комфорт и удобство – недостойны внимания человека.

 Авангардные общественные помещения очень часто имеют одну или несколько черт ярого деконструктивизма. Самое интересное, что от этого они только выигрывают – выглядят свежо и просторно, а нестандартность убранства и формы наша психика нередко воспринимает как свободу, открытость, позитив и в какой-то мере отсутствие клетки.

Отделка и материалы стен

Иллюзию ломаных стен можно создать не только гипсокартоном, но и цветной окраской, освещением, размещением яркого декора. Игра света и тени сегодня может быть реализована быстро и просто: светодиодными лентами и обоями – такие возможности и не снились основоположникам деконструктивизма!

В идеале несущие элементы – это бетон и металлические конструкции, или хотя бы фактурные иллюзии бетона. Но стены и потолки в полном смысле «несущие», их можно нагружать вовсю – навесной мебелью и инженерными системами, оборудованием и массивным декором. Много вместительных полок, глубоких ниш, подиумов и ступеней – все, что неудобно, но зрительно мощно. А также и очень много декоративных форм – изломанный потолок, окно в глубоком проеме под ломаным потолком, разнонаправленные уклоны ограждающих конструкций: все призвано лишить восприятие баланса – вокруг кривое зеркало, и на зрение полагаться нельзя, нет устойчивости и центра, в общем – полная вопиющая свобода полета.

Самый простой метод зрительно изломать пространство – это разделить комнату оригинальной перегородкой с прозрачными и плотными сегментами деконструктивных форм, такой прием идеален для просторных студий. В целом отделка очень лаконична – гладкие текстуры, приятная естественность фактур. Отделочные материалы совершенно обычные, ведь откуда взяться фантастическим? Оштукатуренные, окрашенные и оклеенные обоями стены, ГКЛ и пластик, ковролин и линолеум. Стиль приветствует и натуральные материалы – камень, металлы, стеклянные отделки и декоры.

Пол и потолок

Пол – ровный, но обязательно с пандусами, гладкими и ступенчатыми, с подиумом или эффектным прозрачным фрагментом. Отлично подойдет плинтусное освещение, а вместо функционального зонирования – эффекты разнородных покрытий, сочетания ярких темных ковров со светлым глянцем плит и т.п. А вот потолки совершенно не обязательно многоярусные и сложные, зачастую намного эффектнее выглядит совершенно гладкий потолок, как намек на выход в другое измерение.

Двери и окна

Как можно нестандартнее: стеклянные панорамы и рельсовые ставни, переходящие на стены жалюзи, технологичные модели карнизов с дистанционным пультом для регулировки открытия штор – хоть удобства и не в почете, но как же без удобств? Дверные проемы могут быть как обычными, так и арочными, фантазийными и вообще без дверей.

Меблировка и декор

Мебель часто очень простая, криволинейных или обычных форм. Сочетание с интерьером «автоматическое» – любая простая мебель без изысков будет гармонировать с эффектным окружением. Как вариант – в сочетании с обычным гладким полом «парящий» столик из подсвеченного стекла, применение эффектов тромлей для создания иллюзий изломанных шкафов, полок, ножек столов и стульев. Это может быть окраска контрастными участками или разность фактур. Вместо классических картин – космические, абстрактные, а также скульптурные декоры.

Формы и линии

Отринув геометрию Евклида, стиль все подчинился геометрии более высокого уровня – в частности, стереометрии. Динамика форм и линий в интерьерах очень приятна (конечно, если творил дизайнер), и сочетания угловатости и плавности линий просто дышит позитивом футуризма. Очень много диагоналей: скошенные потолки и стены, сочетания темных и светлых отделок, глянца и матовых текстур. Противоположности сливаются в единое, комфортное – пусть не для глаз, но для психики – пространство.

Самое сложное для восприятия направление деконструктивизма сочетает кубизм, минимализм и резкий цветовой хаос с холодными кислотными оттенками и неоном, и такой авангард в интерьере – уж точно не для слабых нервов. Но о вкусах, как говорят, нет смысла спорить. В обычной квартире и дачной мансарде мы порой встречаем черты и оттенки самого настоящего деконструктивизма – свободы и веселого хаоса в полном отрицании классической геометрии и законов цвета. Отрицая порядок и комфорт, стиль все-таки дал немало приемов и бонусов для оформления нестандартных, в том числе и очень маленьких, помещений. Санузел в подобном стиле может выглядеть очень позитивно, а кухня в доме с нестандартной планировкой может благодаря своему «деконструктивному» интерьеру стать жемчужиной эстетики: никакая революция не в силах отменить парадоксы.

Share.
Яндекс.Метрика