Во всем мире делают мебель из опилок – этим никого не удивишь. Однако на Западе процветает и другая тенденция – активно использовать в производстве мебели древесину «не первой свежести». И это не просто не постыдный секрет, но, напротив, повод для гордости.
Одни используют старину как рекламный повод: представьте только, что ваш столик изготовлен из старинной индейской пироги, которую француз Альбер Сёгун лично выменял у туземцев! Но, судя по всему, аборигены не захотели отдавать лодки по дешевке: за произведения этого дизайнера просят целое состояние.
Итальянская компания Riva 1920 в качестве PR-хода использует и собственное народное достояние: одна из недавних коллекций называется BRICCOLE – это такие деревянные столбики, к которым в Венеции привязывают гондолы. Знаменитый итальянский город преображается, многие столбики-брикколе, простоявшие в воде десятилетиями, оказываются невостребованными
Однако стоит их бережно собрать, призвать к творчеству самых именитых дизайнеров (Филипп Старк, Паола Навоне, Антонио Читтерио, Маттео Тун, Карло Коломбо…) – и резонанс в общественных кругах обеспечен. Как превратить видавшее виды бревно (уж простите за прямоту) в стеллаж или напольную вешалку? В шоурум Riva 1920 действительно приходят, как в музей современного искусства. Цены, кстати, соответствующие.
На итальянской фабрике Faber тоже используют антикварную древесину, но с другой легендой – там специализируются на точных копиях известных антикварных вещей.
Производители из более демократичного сегмента поступают иначе. Они отправляются в Индонезию за тиком и китайским вязом – красивой, экзотической древесиной. Покупают доски от разобранных хозяйственных построек, удаляют из них гвозди и делают мебель, иногда даже не зачищая отметины, оставленные металлическими петлями.
Вторичной древесиной особенно увлекаются канадские и американские мебельщики: BMB, Old Java,D-Bodhi. Они называют тик, из которого производят свои изделия, антикварным, или восстановленным. Изделия из антикварного тика можно купить а у нас пока что многим непонятно, зачем использовать старое, если можно спилить новое. Отчасти потому, что древесина сосны, березы, ясеня, которая массово применяется в нашем регионе, по ряду причин не пригодна для повторного воспроизводства.
То ли дело тик. Его древесина, содержащая маслянистые вещества, устойчива к гниению, что обеспечило ей отличную репутацию в кораблестроении, строительстве домов, изготовлении мебели. Благодаря именно этим свойствам материал способен проживать несколько жизней в разном качестве.
Со временем текстура антикварного тика становится только интереснее. У нее появляется приятный на ощупь рельеф и широкая цветовая палитра старого тикового дерева, от зеленовато-желтого до темно-коричневого, почти черного цвета.
Ветхие дома, причалы и рыбацкие лодки становятся источником ценного вторсырья. Их разбирают, а из досок, которым насчитываются десятки лет, изготавливают как отдельные элементы, так и целые предметы мебели. Филенчатая дверь, например, может превратиться в изголовье изящной кровати, колонна с балясиной – в опору мощного обеденного стола, а палубный настил продолжает свою жизнь в облицовке платяного шкафа.
В то же время сейчас очень модно применять к древесине эффекты состаривания, чтобы придать новой мебели вид старинной и благородной. Мастера патинируют поверхности, проделывают трещинки, сколы, потертости… Предметы из антикварного тика в этом не нуждаются – следы времени на них естественного происхождения.
У изделий из восстановленной древесины перед «свежевыструганными» есть масса преимуществ практического свойства. Дерево, распиленное и обработанное много лет назад, стабильнее и меньше подвержено короблению и прочим деформациям, чем новый материал. Даже после технологической сушки невозможно предсказать, как поведет предмет из «молодого» массива. А с «выдержанным» деревом все неприятные метаморфозы, которые могли произойти, уже произошли.
Прежде чем превратиться в новый предмет мебели, старые доски проходят процедуру восстановления, которая подчеркивает все шероховатости и выбоины, полученные материалом в процессе жизни. Задача дизайнеров в этом случае – раскрыть красоту, скрытую в старых древесных породах, и вдохнуть в них новую жизнь.
К слову, в голландской компании D-Bodhi к этому подходят очень творчески: используют элементы из металла и даже велосипедные колеса. Кто сказал, что предмет из антикварного дерева должен выглядеть, как музейный экспонат XVII века?