Символом Камбоджи является большущий храмовый комплекс Ангкор-Ват. Этот храмовый комплекс изображен на Камбоджийском флаге. Население Камбоджи сильно гордятся тем, что их предки-кхмеры смогли построить такое чудо, которое не уступает по архитектуре и своему великолепию иным архитектурным памятникам. Исследователи, изучая история храма часто спрашивали: а не присвоили кхмеры чужие заслуги?
Французский натуралист Анри Муо в 1858 году отправился в Индокитай для того чтобы собрать научные сведения стран Индокитая. Когда Анри приехал в камбоджийский город Сиемреал, он начал исследовать его окрестности, не замечая ни времени ни место где он находится, он оказался в джунглях. Тогда он понял, что заблудился. Провел Анри в джунглях несколько дней и бредя по ним он заметил три каменные башни, по форме напоминающие цветок лотоса. Подойдя поближе, он увидел ров, который был наполненный водой, за рвом огромный каменный забор, весь покрытый искусной резьбой,которая изображала богов, людей, животных. За забором находилось необычайной красоты и размеров здание
Заблудший путник
Позже Анри написал: «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен, – в книге «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области центрального Индокитая». – Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира».
Решив, что перед ним древний замок или храм, Анри стал кричать, призывая на помощь. Оказалось, что в этой замечательнойпостройке жили буддийские монахи. Они и спасли Муо, уже умиравшего от малярии и голода.
Когда Анри немного выздоровел, монахи рассказали ему, что он находится в величайшем храме Камбоджи, который называется Ангкор-Ват. Жители европейских стран о нем ничего не знали.
Хотя еще в 1550 году храм был посещен португальцем Диогу ду Коуту, который написал некоторые заметки о своем путешествии.
В 1586 году другой португалец, монах-капуцин Антониу да Мадалена также побывал в Ангкор-Ват и оставил письменные свидетельства об этом: «Это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире. У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить».
Снова в 1601 году испанский миссионер Марсело Рибандейро, так же как и Муо заплутав в джунглях, набрел на этот величественный храм.
Ангкор-Ват европейцы посещали и в XIX веке. Тот же Анри Муо пишет, что за пять лет до него там побывал французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, опубликовавший в 1857 году отчет об этом путешествии. Но описания Буйево и его предшественников не привлекли внимания общественности. Так что прославила Ангкор-Ват именно книга Анри Муо, вышедшая в 1868 году.
Центр Вселенной
Комплекс задний храма Ангкор-Ват занимает площадь около 200 гектаров. Некоторые археологи предполагаю, что здесь был не только храм, но и королевский дворец, а также другие постройки. Возведены они были из дерева, поэтому не могли сохраниться.
Задумка была такова, храм должен символизировать гору Меру- центр Вселенной и местожительство богов. Само строение храма состоит из пяти башен и очень сногшибательно смотрится во время дождей, тогда ров вокруг храма наполняется водой, а сам Ангкор-Ват выглядит как центр Вселенной в окружениивод Мирового океана.Таким его задумали создатели.
Сам храм состоит из трех степеней и оказавшись в храме, человек сразу видит все строение, кажется, будто храм вырастает на глазах человека. Это эффект достигнут при помощи террас, они расположены таким образом: первыя терраса расположена над землей на уровне 3,5 метра, вторая на высоте 7 метров, а третья на высоте 23 метров. Каждая терраса окружена галлереей, покрытой двускатной крышей. Но что странно с каколй бы стороны человек не подошел к храму он видит только три башни. Высота центральной башни составляет 65 метров. Нужно учитывать, что все башни покрыты сотнями скульптур и рельефов с образами из древнеиндийских эпосов, можно восторгаться умению человеческих рук.
Самый большой город
Город Ангкор был сердцем империи кхмеров. В начале IX века кхмерский император Джая-Варман П начал строительство первого культового сооружения, и за 400 лет Ангкор вырос в большой город, в которм находилось более 200 храмов, однако Ангкор-Ват был гланым среди них. Историки утверждают, что его построил император Сурьяварман П, который правил в 1113-1150 годах. По площади Ангкор-Ват превышает площадь Ватикана, строили более 40 лет, тысячи рабочих и каменотесов. Закончилось строительство уже после смерти Сурьявармана, но усыпальница на момент его смерти была готова.
В 2007 году с сипользованием фото со спутника и современных технологий международная экпедиция провела исследование Ангкора, и сделаливывод, что город Ангкор- самый крупный город доиндустриальной эпохи и занимает с запада на восток 24 километра, а с севера на юг-8 километров. Население города составляло миллион человек что для тех лет это немыслимая цифра. Для обеспечения жителей водой и продовольствием было построено самую сложную в мире гидравлическую систему для сельскохозяйственных нужд, а также для предохранения Ангкора от наводнения в сезоны дождей.
В 1431 году войска Сиама захватили Ангкор и разорили его. Потеряв столичный статус и возможность развиваться, город стал угасать, а люди покидали его. Уже через сто лет джунгли превратили Ангкор в заброшенное место. Тем не менее, полностью безлюдными и Ангкор, и Ангкор-Ват никогда не были.
Легенды и фантазии
Откуда же взялись предположения, что Ангкор-Ват гораздо древнее своего официального возраста? Причин тому несколько. Если взглянуть на спутниковое фото Ангкора, то можно заметить, что структура храмового комплекса воспроизводит положение звезд созвездия Дракона на рассвете в день весеннего равноденствия в 10 500 году до нашей эры.
У кхмеров по этому поводу есть красивая легенда. Однажды у королевской четы родился ребенок, который был сыном верховного божества Индры. Когда мальчику исполнилось 12 лет, Индра спустился и забрал его к себе, на гору Меру. Несмотря на любовь божества к принцу, небесные девы стали роптать, что человек подвержен соблазнам и его необходимо вернуть обратно.
Ради сохранения спокойствия в небесной обители Индра решил отправить мальчика на землю. Чтобы принц вспоминал Меру, Индра захотел подарить ему копию своего дворца. Но скромный мальчик сказал, что он будет счастлив жить и в коровнике Индры. Тогда божество прислало к принцу талантливого зодчего, который и построил великолепный Ангкор-Ват, явившийся копией коровника божества.
Иную гипотезу выдвинул испанский миссионер Марсело Рибандейро, увидевший Ангкор-Ват в 1601 году. Зная о том, что традиции не позволяли кхмерам строить каменные здания, он подошел к этому логически: «Все лучшее мир познал от эллинов и римлян».
Что и написал в своей книге: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах, и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом».