Есть мнение, что светодизайн первым улавливает современные тенденции, и именно в него сначала проникают идеи будущего. А лишь затем — плавно перетекают в остальной интерьер. Предлагаю посмотреть на тенденции светодизайна не локально, а в контексте времени: увидеть истоки, понять логику и почувствовать настроение и вытекающие из этого, на первый взгляд неожиданные, тенденции. Но это — только на первый взгляд.
Современный дизайн — это умный дизайн, настроенный на нужды своего владельца. Эту тенденцию я бы в целом обозначила как персонализацию, непрерывно повышающую степень комфортабельности интерьера.
В моде свет, который настраивается под сиюминутную задачу и настроение. Как именно эта задача реализовывается технически?
Точечные светильники потеряли контур
Обратите внимание, как выглядят привычные точечные светильники: они утратили контур, полностью слившись с потолком. Утопленные и в выступающие, круглые и асимметричные, большие и маленькие — они, как и прежде, могут группироваться по два-три, могут «идти ровным шагом» по прямой, но в новом, невидимом исполнении — и это уже совсем другая история.
Любимые дизайнерами трековые системы также внедрились в плоскость потолка, потеряв свои границы, но сохранив динамичность.
Все большую популярность набирают встроенные «полосы света», которые могут быть выполнены с помощью специальных профилей с рассеивающим стеклом или с помощью светопропускающего натяжного потолка. Для тонких полос подойдет первый вариант, для широких — второй.
Тема размытия границ и мимикрирования под отделку популярна и среди центральных потолочных светильников. Подвесные, накладные, утопленные или встроенные в потолок — все их объединяет одно: принцип предельной свободы, невидимости и независимости. Светильники не зависят от интерьера, а интерьер не зависит от них: свету оставлена исключительно утилитарная функция — освещать. Но сколько в этом шика!
Свет из ниоткуда
Современный светодизайн уходит от форм и образов в буквальном смысле: все чаще мы наблюдаем интерьеры с невидимыми глазу светильниками. Дизайнеры интегрируют их в стены и потолок, дополняют светопропускающими материалами. Как результат — интерьер без очевидного источника света, предельная чистота и простота плоскостей.
Да — архитектурному свету
Статистика говорит, что в повседневности 90% времени используется только основное освещение, даже при наличии альтернативных возможностей. В роли основного света выступает либо люстра (старый сценарий), либо архитектурный, технический свет — встроенные светильники, трековые системы, представляющие собой предельно простую схему: две параллельные прямые вдоль длинных стен, замкнутый контур по периметру либо равномерное распределение источников света по плоскости потолка.
Новая тенденция предлагает отказаться от лишних затрат на разветвленную систему электроразводки, множественные и разнообразные светильники и электрооборудование. Это экономия ресурса —финансового и временного. Это забота о себе и об окружающей среде. Это разумная аскетичность и… снова свобода. Уменьшить потребление сырья, энергии, средств в эпоху потребления — задача глобальная и весьма благородная.
Нет — лишнему выбору
Современная жизнь переполнена информацией, и все мы ощущаем это на себе ежедневно. Естественным выходом из информационного перегруза становится фильтрация — отделение главного от второстепенного. Вои и световой сценарий сокращен до комфортного минимума. Больше никаких групп, предустановленных режимов — только светло или темно. Этот пункт не дает никаких решений, а скорее, наоборот, отказывается эти решения принимать: просто не усложняйте себе жизнь излишне «умными» регуляторами — вряд ли вы будете их использовать.
Это новая-старая тенденция в виде настольных ламп и торшеров, работающих от розетки. Мы это уже видели где-то в детстве: принес с собой торшер, поставил у дивана — и сразу рука потянулась к книжке. Важно думать не о количестве предустановленных светильников или выведенных на стену бра (запитанных от выключателя). Куда правильнее предусмотреть розетки в нужном количестве в удобных местах. Все просто, а главное — допускает любые движения, перестановки и новые сценарии.
А потому — долой статичное зонирование. Долой неподвижное локальное освещение. Общее освещение — вот универсальная основа светодизайна, открытого к перестановкам, трансформациям и перевоплощениям пространства.