Необычные дома-сороконожки, яйце- и куполообразные «хижины» в нашей стране — уже давно не редкость. Даже российская глубинка способна удивить бывалых путешественников самобытными архитектурными творениями. О том, где в российских городах искать работы отечественных Гауди, Эйфеля и Бернини, читайте в нашем обзоре самых необычных зданий на просторах российских улиц.
Дом-купол в Новосибирске
Сибирь — холодный и суровый край, здесь обитают студеные морозы и ветра. Поэтому местные жители строят такие дома, которым не страшны ни холод, ни порывы ледяного ветра.
Так, местный художник Иван Дыркин, вдохновившись идеей дирижабля, спроектировал и построил деревянный купольный дом, сразу ставший достопримечательностью. По заверению народного умельца, необычная «хижина» благодаря обтекаемой форме исключительно устойчива к ветровым нагрузкам и даже при значительных разрушениях останется стоять на месте.
Белая башня в Екатеринбурге
Эта Белая башня, хоть и не имеет отношения к Гондору, весьма посещаема в Екатеринбурге. Она считается неофициальным символом целой эпохи, а когда-то — в 30-е годы прошлого века — уральская водонапорная башня не имела равных во всем мире: ее резервуар для воды по тем временам был просто огромен и мог соперничать лишь с коллегой из Чикаго (впрочем, и ее бак был меньше на 20 м3).
Прототипы Белой башни можно встретить и за рубежом,например в Китае, где похожее сооружение украшает один из молочных заводов. В столице Урала башня по сей день пользуется популярностью: ее именем назван ежегодный архитектурный фестиваль, проходящий в Екатеринбурге.
Подкова приносит удачу. А для жителей микрорайона Солнечный в Красноярске она служит еще и хорошим щитом от непогоды. Этот район знаменит группой подковообразных зданий, которые не только спасают жителей от суровых сибирских морозов, но и считаются самыми длинными и густонаселенными домами в городе на Енисее. Всего в Солнечном пять таких зданий, в каждом из которых девять этажей, 16 подъездов и примерно 500 квартир.
Дом-стена в Санкт-Петербурге
Когда архитектор имеет чувство юмора — это хорошо. Скажем, гуляя по Северной столице, понимаешь, что местные зодчие были не прочь пошутить над случайными прохожими. Одно из доказательств тому — Дом-стена на улице Боровой, который с определенного ракурса производит впечатление огромной бутафории, а тот факт, что здесь проживают люди, вызывает недоумение у непосвященных жителей и гостей города. Дело в том, что с первого взгляда здание кажется совершенно плоским. Если смотреть на дом в профиль, создается ощущение — оно настолько тонкое, что там едва ли поместится и один человек. Автором этого грандиозного каламбура является архитектор Кварт, по задумке которого в начале XX века и было построено здание.К слову, дома-стены — нередкое явление на петербуржских улицах.
Дом-корабль в Иванове
В отличие от прочих необычных построек, этот дом хорошо знаком жителям города. Говорят, что в советское время, отправляя письмо, можно было не утруждать себя указанием улицы и номера дома, написав лишь «Город Иваново, Дом-корабль». В любом случае письмо обязательно бы нашло своего адресата.
Что до самого дома, то ивановский «летучий корабль» был построен в 20-х годах прошлого века, когда архитектура и романтика шли бок о бок с потребностями растущего города. Это, конечно, не «Алые паруса», но в дождливую погоду сходство с круизным лайнером почему-то становится очевидным: стеклянные витрины первого этажа приподнимают его над землей, восьмиэтажная башня имитирует корму, остроконечный торец дома — нос корабля, а ленты балконов — палубу.
Разорванный дом в Москве
Когда-то дома на Моховой, 10, стр. 1, и Моховой, 10, стр. 2 были единым целым и именовались доходным домом Братолюбивого общества. Однако в 1941 году здание серьезно пострадало во время первых авианалетов на столицу.
В результате дом разделила зияющая дыра. Позже разрыв не стали восстанавливать, решив отреставрировать лишь сохранившиеся части дома. Так и получилось, что один и тот же московский дом можно найти сразу по двум адресам.
Здание «Рюмка» в Твери
В стенах бизнес-центра «Тверь», которое изначально строилось как гостиница «Тверская» к Олимпиаде 1980 года, хочется вести себя исключительно прилично и по возможности тихо. И знаете почему? Это одно из самых высоких зданий города на вид уж больно неустойчиво. Неслучайно в народе его прозвали «Рюмкой», ведь со стороны складывается ощущение, что 22-этажный небоскреб стоит на крыше. А здесь земля в сысерти.
Правда, его владельцы утверждают, что бояться нечего, а слухи о недопустимом наклоне и шатком фундаменте — не более чем досужие вымыслы.
Музыкальный театр «Белый рояль» в Ростове-на-Дону
«Подождите, я сейчас переоденусь и вам на рояле поиграю!» На каком еще рояле? На белом, конечно! О том, что перед вами музыкальный театр, красноречиво говорит архитектура здания, напоминающая открытый рояль. «Белый рояль» из стекла и бетона по праву считается памятником культуры. Некоторые старожилы, однако, до сих пор величают монументальное строение не иначе как памятник советскому долгострою — стройка растянулась на долгих 22 года.
Впрочем, это ничуть не умаляет заслуги театра и не мешает ростовскому храму искусств числиться в рядах крупнейших музыкальных театров на юге страны.
Магазин-фура в Костроме
Хотите узнать, как чувствовал себя Гулливер в стране великанов? Тогда отправляйтесь в первый, единственный и самый большой магазин с говорящим названием «Фура», занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Особенность костромского автоуниверсама в том, что он поразительно похож на настоящий грузовик — с тем лишь отличием, что его габариты больше оригинала в 20 раз.
В остальном же гигантская фура удивительно напоминает живой прототип: бамперы и решетки радиатора, гигантская выхлопная труба и даже зеркала заднего вида вкупе с бензобаком, украшающим кузов, создают ощущение, что где-то неподалеку бродит и гигантский водитель. В остальном же это вполне обычное место, главное — не пытайтесь зайти в магазин через кабину. Для нас, «лилипутов», дверь в универсам расположена внутри колеса.
Дом советов в Калининграде
У этого гиганта множество имен: «Закопанный робот», «Монстр» и даже «Губка Боб». Что и говорить, Дом советов — главный долгострой Калининграда — вызывает у горожан весьма противоречивые чувства. Ведь построен он практически на развалинах Кенигсбергского королевского замка — кстати, последнего местонахождения знаменитой Янтарной комнаты
По вечерам 28-этажная высотка напоминает говорящую голову, однако это не мешает использовать каменную глыбу в том числе в качестве смотровой площадки, между прочим, самой высокой в городе.
Новосибирский технопарк
Сибирская Кремниевая долина видна издалека. Два здания, словно преклонив головы в почтительном поклоне, украшают местный Академгородок. Башни технопарка обрамляют по-европейски идеальные дороги и сочные газоны, а внутри зданий снуют светлые головы, отвечающие за будущее российской науки.
В отличие от нашумевшего «Сколково», в столице Сибири уже работают два из трех заявленных корпусов, которые стали не только центром притяжения IT-сообщества Новосибирска, но и успели получить премию «Дом года» в номинации «Информационные технологии».
Дом-яйцо в Москве
Особняк необычной формы на улице Машкова столичные жители давно окрестили «яйцом Фаберже». Этот фантазийный экспонат привлекает сюда толпы любопытных туристов. Несмотря на эпатажные формы, «золотое яичко» — не памятник сюрреализму, а жилой дом со всеми полагающимися ему атрибутами: спальней, кухней, столовой, ванной, а также подземным гаражом и куполообразным чердаком, украшающим четвертый этаж здания.Интересно, что первоначальный проект, созданный в конце 90-х годов архитекторами Сергеем Ткаченко и Олегом Дубровским, предназначался для Вифлеема, где градостроители собирались построить родильный дом, однако в Израиле смелая идея была отвергнута, а в Москве же, напротив, прижилась. И теперь особняк с ярко-красной пасхальной «скорлупой» по праву считается символом современного искусства, спрятавшимся в объятьях тихого центра столицы.
Дом-корабль в поселке Боровой, Кемеровская область
«Николаев ковчег» — так односельчане называют дом-корабль, построенный местным народным умельцем. Свое детище Николай увидел во сне и, не откладывая, взялся за дело. За два года строительства идея эволюционировала, а корабль, в форме которого изначально была задумана баня, превратился в полноценную «хату с краю», как любя называет ее автор. На борту лайнера, сразу ставшего местной достопримечательностью, уместились баня, бассейн, гостиная, спальня, детская и оранжерея.
К слову, ни архитектурного, ни строительного образования у автора постройки нет. Он самоучка, чья смекалка и богатый жизненный опыт помогли ему воплотить в жизнь мечту о «Летучем голландце», построенном без единого чертежа.