Кирпич, как извечное олицетворение прочности и монументальности трудно ассоциировать с понятием пластичности. И, тем не менее, именно применение кирпича в строительстве позволяет придать грациозность и пластичность многим архитектурным решениям.

Сглаженные элементы фасадов – окна, двери, колонны и декоративные фризы – придают зданию уютный вид, вызывают доверие и приязнь. Это настроение весьма «заразительно», поскольку доброжелательная атмосфера наполняет сердца прохожих, проезжих, живущих по соседству людей. Автоматически подобное отношение переносится и на обитателей симпатичного дома, передается техническому персоналу, обеспечивающему его жизнедеятельность. Во всяком случае, конфликты в таком пространстве возникают значительно реже, чем в ребристом, остром, колючем.

Обожженный кирпич, приобретая в огне прочность и устойчивость, может сохранить пластичность исходного материала. Это открытие принадлежит строителям прошлого. Пользуясь прародителем современного кирпича – квадратными плитками, именуемыми плинфой – они возводили круглые башни, своды, арки. Великие строители древности – византийцы – умели возводить из кирпича огромные купола. Без поддержки колон и других опор, кирпичный купол парит над мечетью Айя-Софии в Стамбуле, поражая воображения неискушенного зрителя. Вызывая почтение и уважение у профессионалов.

Искусство каменщиков способно создать причудливые округлые формы, но когда оно сочетается с искусством производителей кирпича – результат получается ошеломляющим. Четкие грани фигурных изделий великолепно смотрятся в стеновой кладке. Позволяют возводить колонны самых разнообразных сечений. Самым выгодным образом разделяют здание на крупные фрагменты, тем самым зрительно увеличивая его масштаб.

Особая речь о подоконниках – фигурное изделие, предназначенное для декоративного оформления этой значительной детали фасада, трудно назвать кирпичом. И все-таки это кирпич. Пусть необычной, П-образной формы, но кирпич. Со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

До наступления эры фасонных изделий, кирпичную кладку прятали под штукатуркой, а для украшения здания колоннами и розетками использовали резьбу по камню. Появление кирпича с дополнительной тычковой гранью дало возможность выполнять кирпичные фризы. Причем их пластичность и выразительность не уступает каменной резьбе. И даже превосходит. Ведь геометрическая четкость «заточенных» граней обеспечивается в заводских условиях. Так что кирпичики поступают на стройку «один в один», как из инкубатора.

К тому же, угол кирпичного «среза» может модифицироваться. При необходимости завод легко изготовит форму нужного силуэта и уникальный кирпич попадет на стройку заказчика. Кроме нескольких «острых» кирпичей, в стандартный набор входит кирпич с закругленной гранью – когда вместо одного угла между ложковой и тычковой гранью образуется часть окружности. Кладка из такого кирпича помогает избежать острых углов, смягчает линии, облагораживает кладку. При этом зрительно вытягиваются архитектурные формы: при горизонтальном расположении скругленного ряда – в длину, при вертикальном – в высоту. То есть небольшое изменение в геометрию кирпича создает новые выразительные средства для архитектора.

Кроме фигурных форм, кирпичу подвластна и временная или стилистическая пластичность. С помощью текстурированных поверхностей, глазуровки или ангобирования можно создавать здания в любом архитектурном стиле. Классика, модерн, барокко, техно могут быть с одинаковым успехом выражены при помощи всевозможных кирпичных форм. Не говоря уже о «пламенеющей готике», этом расцвете, торжестве, почти всевластии кирпичной архитектуры.

Художественная кладка, фигурный кирпич или глазуровка помогают проникнуть не только в архитектурную, но и в интерьерную среду. Возникшее как эхо, как возвращение к утилитарным интерьерам английских коттеджей, кирпичная стена стала свидетелем стильности. Подобное сочетание минимализма и роскоши, грубой функциональности и изысканности вызывает зрительный контраст. Яркий акцент. Синкопу. Без которой невозможна свобода и плавность, присущая джазовой мелодии или стильному интерьеру. Здесь пластичность кирпича достигает своего пика, его слияние с поставленной задачей сродни искусству хамелеона. Правда в отличие от мастера мимикрии в животном мире, кирпич может служить связующим звеном для разнородных материалов, сочетать не сочетаемое – дерево и солому, дикий камень и алебастр.

К тому же он прекрасно служит для зонирования помещений (т. е. разбиения на функциональные зоны – каминную, столовую, зону отдыха и т. д. ). Геометрическая четкость или расплывчатость силуэта так же легко задаются при помощи кирпичных изделий.

Еще одно преимущество пластики кирпича – его повторяемость. Точнее, возможность воспроизведения элемента здания с абсолютной точностью. Есть немало природных материалов, выгодно смотрящихся в интерьерах. Однако из применение ограниченно, поскольку очень трудно добиться однородности, однотонности, равномерности цвета и текстуры. Добытые в разных карьерах, они отличаются по оттенку и фактуре, что в массе создает неопрятное впечатление. Возможность появления цветовых «проплешин» вынуждает применять декоративные природные материалы на небольших участках, при этом тщательно следя за однородностью оттенков поставляемой плитки. Цветовые особенности лицевого кирпича поддерживаются достаточно жестко, что оговорено стандартом. Поэтому есть возможность многократно повторить задуманную композицию, без риска получить нечто невыразительное и пестрое.

Современные технологии изготовления кирпича позволяют поставлять изделия свыше 50 цветов и оттенков. К этому многообразию добавляются не менее двух десятков текстур, множество типоразмеров и форм. Тем самым кирпичный «язык» уже приобрел необычную пластичность, гибкость и богатство обертонов. А ведь техническая мысль не стоит на месте…

Share.
Яндекс.Метрика